ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ Приборы и оборудование охранно пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа. Порядок выбора, установки и применения. |
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ: |
Современные датчики обнаружения разбития стекла (ДРС) бывают двух видов:
К первому типу относятся извещатели серии Астра-С, Арфа, Стекло.
Принцип их действия заключается в анализе спектра звука, возникающего при разбитии. При этом схема обработки выделяет две составляющие: низкочастотную, сопровождающую удар по стеклу, и высокочастотную – звук образования и выпадения осколков.
В процессе технического обслуживания или при приемке системы сигнализации в эксплуатацию возникает необходимость проверки работоспособности датчика разбития стекла.
Лучшим способом будет разбить реальное стекло, однако никто этого делать, естественно не будет. Можно, конечно, найти и разбить не нужный кусок в зоне действия датчика, но на практике это неудобно.
ГОСТовские способы типа удара металлическим шаром определенной массы на подвесе заданной длины после отклонения его на требуемый угол и отпускания тоже не реален.
Поэтому производители выпускают для своей продукции имитаторы разбития, которые формируют соответствующий звуковой сигнал. Электромонтеры поступают проще, нанося по остекленной поверхности неразрушающий удар, звук которого похож на разбитие.
Из подручных средств для этого хорошо подходит связка ключей. Но для чистоты эксперимента, памятую о принципе анализа двух составляющих, нужно имитировать собственно сам удар, предшествующий разрушению. Голь на выдумки хитра, я, например, одновременно с ударом ключами, топаю об пол ногой – достаточно эффективно получается.
Основные характеристики:
Обратите внимание: минимальная площадь это параметр, который реально нужно учитывать, кроме того, производители могут указывать минимальный геометрический размер остекления, разрушение которого может быть обнаружено тем или иным датчиком.
Ударно контактные извещатели используются реже. Ассортимент их не богат:
Их принцип работы заключается в обнаружении удара по стеклу, причем этот удар не обязательно может быть разрушающим. Иногда, когда стекла вибрируют от звука проезжающей мимо авто техники, особенно тяжелых грузовиков, возможны ложные срабатывания. Естественно, это недостаток.
Кроме того, эти датчики для работы требуют механического контакта со стеклом, то есть их нужно крепить на клей. Во первых, это может портить внешний вид, а во вторых, если датчик по какой то причине оторвется, то он не сработает при разбитии.
Кроме того, если остекление состоит из множества небольших ячеек (типа верандных рам), то каждый элемент остекления нужно блокировать отдельным ДРС.
Но за последние лет 10 я не видел, чтобы на вновь оборудуемых объектах использовали датчики разбития такого принципа действия.
Поскольку в подавляющем большинстве случаев на сегодняшний день для блокировки стекол устанавливаются акустические извещатели, основное внимание уделим вопросам их монтажа.
Честно говоря, основных правил здесь немного. Помимо учета технических характеристик (обратите внимание, дальность действия берется до самой удаленной точки конструкции), следует обеспечить:
Последнее, кстати, не строго обязательно, но "задом наперед" звуковой датчик лучше не устанавливать. Кстати, одним извещателем можно блокировать несколько окон, при соблюдении перечисленных требования. Так что в этом случае направление выбираем "по среднему".
Что касается места размещения, то здесь ограничений нет, можно монтировать на потолке, стенах, откосах.
Часто в дополнение к акустическому устанавливают поверхностный оптико электронный типа штора. Это повышает надежность обнаружения. Можно использовать и совмещенный (звуковой+ИК штора). В этом случае установка производится на откосе.
Подключение датчика разбития зависит от его исполнения. "Классические" проводные в релейным выходом подключаются в шлейф сигнализации (ШС) 1 рубежа охраны. При этом, если извещатель не получает питания по шлейфу, то требуется прокладка отдельной линии питания.
Многие конструкции имеют тампер (контакты, размыкающиеся при вскрытии корпуса). Задействовать их целесообразно только при наличии специально выделенного для этого технологического ШС для контроля в неохраняемое время в целях предотвращения саботажа (установки перемычек, отключения и пр.).
Адресные датчики отдельного блока питания не требуют и могут подключаться в шлейф совместно с объемными и др. средствами обнаружения. При программировании сигнализации они выделяются в отдельный раздел, которому можно задать любые настройки (алгоритмы) обработки информации.
Плюсом таких устройств являются возможности:
Возможности беспроводных датчиков разбития схожи с адресными, кроме того подключения, как такового, им не нужно: вставил элемент питания, запрограммировал, установил и все.
* * *
© 2014-2025 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и официальных документов