ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
ДЕЙСТВИЯ ПРИ СРАБАТЫВАНИИ

Эксплуатация пожарной сигнализации (ПС) – это комплекс организационно технических мероприятий, направленных на эффективность ее использования.

Следует выделить два основных состояния:

  • норма;
  • тревога или срабатывание.

Срабатывание любой сигнализации – это формирование соответствующего извещения. Содержание (характер) этих извещений может быть различным в зависимости от типа системы безопасности и ее функциональных возможностей.

В этой статье будут рассмотрены срабатывания автоматической пожарной сигнализации (АПС) и действия, которые следует предпринять в том или ином случае.

Причин формирования тревожного извещения, собственно, всего две:

  • ложное срабатывание;
  • обнаружение возгорания или сопутствующих ему факторов.

Существует волшебное слово "инструкция" по которой нужно действовать в том или иной случае.

Для противопожарных систем инструкции должны предусматривать порядок эксплуатации (пользования) АПС и действия при ее сработке.

Это просто, очевидно и бесспорно. Дальше все не так однозначно.

Не ищите типовую инструкцию – это ни что иное как вариант "отмазки" при проверке и практической пользы она не принесет. И это, поверьте, не крамола. Я сыт по горло общением с деятелями, которые являются ярыми сторонниками "бумажной пурги" на всякий случай, при этом, имеющие самые поверхностные знания в вопросах безопасности.

Они коллекционируют тонны документов, чтобы при чрезвычайной ситуации продемонстрировать их и сказать "у нас все было сделано". На месте проверяющих я бы за пустые, никчемные и безграмотно составленные инструкции наказывал строже чем за их отсутствие. На этом заканчиваю лирику и перехожу к делу.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Этот документ должен, как минимум, содержать:

  • информацию об органах управления и индикации установленного на объекте оборудования;
  • сведения позволяющие максимально точно идентифицировать место установки сработавшего извещателя;
  • действия персонала при срабатывании пожарной сигнализации;
  • порядок переключения режимов прибора.

Из первых двух пунктов следует проблематичность разработки типового варианта, который можно скачать, распечатать и вывесить на нужном месте.

Если число приемно контрольных приборов (ПКП) пожарной сигнализации по большому счету конечно и информацию о порядке их эксплуатации можно взять из технических описаний, то дислокация (место установки) шлейфов (извещателей) для каждого объекта индивидуально.

Более того, встречаются запросы вроде "типовая инструкция на ПС Болид". Люди, проснитесь. Пожарная сигнализация на оборудовании Болид может быть реализована множеством способов и их комбинаций:

  • ПКП "Сигнал";
  • панель С2000М;
  • ПКП С2000-4;
  • АРМ "Орион", в конце концов.

Таким образом, пусть соответствующие разделы инструкции пишет монтажная организация – отразите это в договоре как неотъемлемую часть проектно - монтажных работ.

Что касается определения места возгорания.

Здесь многое зависит от типа установленной системы. Оптимальным выбором является адресная сигнализация. Локализация в этом случае осуществляется с точностью до извещателя.

Бюджетные варианты с использованием проводного оборудования могут одним шлейфом защищать до 10 (по-моему) помещений. Значит с такой точностью и можно, находясь непосредственно у прибора, определить проблемный участок.

И хотя нормативные документы оговаривают, что помещения эти должны находиться на одном этаже и выходить в общий коридор, но оперативности реагирования это прибавит не сильно.

Несколько слов про индикацию.

Если она осуществляется светодиодами (цвет, характер свечения), то в инструкции должно быть прописано какой режим какой ситуации соответствует.

Если индикаторы просто пронумерованы, то следует иметь дислокацию, содержащую информацию о соответствии его номера помещению (помещениям) которые этим шлейфом оборудованы.

Лучше, конечно, если такая информация размещена непосредственно около индикатора – не нужно искать и нельзя потерять.

Если говорить про переключение прибора, то очевидно:

При ложном срабатывании система оповещения будет "орать" и действовать не нервы. Сама по себе она не замолчит, обслуживающая организация сразу не приедет, поэтому персонал должен уметь "угомонить" ее самостоятельно.

Обратная сторона этого умения – самовольное отключение сигнализации при ее частых ложных срабатываниях.


ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ СРАБАТЫВАНИИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Здесь все несколько проще.

Действия сотрудников (ответственных за эксплуатацию) вписываются во вполне типовой алгоритм:

  1. Определить причину срабатывания;
  2. При обнаружении возгорания сообщить в пожарную часть;
  3. Приступить к эвакуации сотрудников и посетителей объекта;
  4. Принять меры к тушению пожара имеющимися первичными средствами;
  5. Встретить пожарный расчет, сообщить ему сведения позволяющие оценить ситуацию.

Это, на мой взгляд, квинтэссенция требуемых действий.

В интернете по запросу на эту тему можно встретить советы типа "закрыть двери в помещения с очагом возгорания и открыть там окна" – слабо представляю зачем. Да и не до того будет.

Поэтому, готовя инструкции по действиям персонала при пожаре для своих "подопечных" объектов, я использовал приведенную выше заготовку.

Тоже есть спорные моменты. Что делать сначала: звонить по "01" или выяснять причину сработки? А если она ложная? Можно и на штраф за "пустой" вызов нарваться. С другой стороны, если это реальный пожар, то счет идет на минуты.

Поэтому следует поддерживать систему пожарной сигнализации в состоянии, исключающем или сводящим к минимуму ложные срабатывания. Достигается это правильным и своевременным техническим обслуживанием. Это, кстати, отдельный разговор.

Если сигнализация, извините, "долбит" каждый день – это повод серьезно спросить с обслуживающей организации, вплоть до расторжения договора.

Опять же, чем точнее можно локализовать место срабатывания, тем быстрее выясняется причина. Это к вопросу о правильном подходе к проектированию и выбору системы.

Совсем недавно я прекратил отношения с организацией, начальник службы безопасности которой считал, что чем дешевле тем:

  • лучше подрядчик;
  • предпочтительней система;
  • качественней обслуживание.

Не вру, честное слово. На приемке он проверял точное соответствие количества расходных материалов и оборудования сметному, собирал бирки от бухт проводов, приобщал их к документации. Если все "билось в нули" – сигнализация считалась принятой. Работоспосбность не проверялась.

Это я к тому, что некомпетентность и жадность заказчика может свести к нулю эффективность эксплуатации любой системы.


  *  *  *

© 2014 - 2020 г.г. Все права защищены.

Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и официальных документов